“Фискальный обрыв” – отложенное падение

В Новости и аналитика
1025

Финансовый коллапс всё ещё грозит США

Кошмарный сценарий гласил: если бы демократы и республиканцы не договорились о бюджете до наступления Нового года, экономическая конъюнктура в Америке обрушилась бы, а вместе с ней и состояние всей мировой экономики.

На самом деле, последствия могли бы стать предсказуемыми – если компромисс будет найден в течение нескольких недель.

финансовый коллапс


Всего несколько дней оставалось в декабре 2012 года американским власть имущим, чтобы согласовать бюджет на нынешний год. Проблема же заключалась в непримиримой позиции, которую заняли как демократы, так и республиканцы по вопросу дальнейшего развития американской экономики.

Республиканцы тем временем ведут войну даже в своих собственных рядах, которая делает невозможной любую попытку примирения.

Если бы до 1-го января не удалось прийти к соглашению, автоматически вступил бы в силу пакет мероприятий, который предусматривает ограничение расходов наиболее экономически развитой нации в мире, а также повышение налоговых поступлений.

Финансовый крах в замедленной съемке

Существовал зловещий сценарий для этого случая. Демократы и республиканцы пытаются каждый день обвинить друг друга в том, что каждая сторона из-за внедрения своей политической идеологии рискует благосостоянием страны.

То есть: если бы до 1-е января 2013 года не был бы достигнут компромисс, то тогда – да поможет нам Господь Бог. Америка тогда сорвалась бы с так называемого «фискального обрыва» и потащила бы за собой мировую экономику в пропасть.

В действительности последствия запоздалого соглашения будут неприятными, но зато удалось избежать моментального катастрофического падения. В течение первых нескольких месяцев режим автоматической экономии не ударил бы с полной силой по американской экономике. Результат начнет проявляться лишь мало-помалу – но со временем все сильнее.

Последствия, вызванные сценариями «фискального обрыва», это сценарии конца времен, которые наступят лишь в том случае, если демократы и республиканцы даже после месяцев после истечения срока договорённостей по-прежнему не смогут придти к соглашению.

Грубо говоря, пакет мер жесткой экономии можно разделить на три категории:

Меры, которые сразу вступят в силу, и сразу же будут иметь непосредственные последствия: определенная помощь для безработных, например, исчезла бы вдруг на Новый год. Объем экономии в первый год: 26 миллиардов долларов. Два миллиона безработных сразу бы ощутили это сокращение. Последствия для экономики можно было бы удерживать в пределах нормы.

Меры, которые сразу вступают в силу, но которые производят замедленный эффект: подоходный налог должен будет повыситься на 2 процента сразу после 1-го января. Объем экономии в первый год: 95 миллиардов долларов. В расчете на год налогоплательщики с доходом от 40.000 до 65.000 долларов обеднели бы, в среднем, на приблизительно 1.500 долларов.

В месяц это составило бы 125 долларов. Большинство американцев зарабатывало бы меньше денег, чем прежде – что могло бы негативно отразиться на их покупательском поведении.

Для экономики США это было бы фатальным: более двух третей валового внутреннего продукта (ВВП) порождается потребительским спросом. Пока возросший подоходный налог действительно негативно скажется на покупательском поведении, пройдет несколько недель.

Тем более, что повышения налогов на заработную плату можно было бы избежать, если бы демократы и республиканцы договорились между собой.

финансовый крах

Меры, к которым прибегают позже и которые производят эффект только в течение года: они включают в себя более высокие налоги на доходы с капитала и недвижимости, а также постепенный отказ от налоговых льгот для среднего дохода.

Эти меры должны вступить в силу только тогда, когда американцы в 2014 году подадут налоговую декларацию за предыдущий год.

Также сокращение расходов, которые предусматриваются для обороны и внутренних дел, на общую сумму около 85 миллиардов долларов, начнет чувствоваться только спустя несколько недель после 1-го января.

Все эти сокращения повлияют на экономику в среднесрочной перспективе. Постепенно, компании будут неохотно вкладывать свои средства и начнут привлекать все меньше новых сотрудников.

А если все же случится наихудшее?

Большинство аналитиков сходятся во мнении, что демократы и республиканцы будут спорить в течение нескольких месяцев, пока последствия автоматически вступившего в силу пакета жесткой экономии с полной силой не ударят по экономике США. Если всё же случится эта наихудшая ситуация, последствия могут быть очень разрушительными.

По расчетам внепартийного Управления Конгресса США по бюджету экономический рост в 2013 году может снизиться на 4 процентных пункта, и возврат к рецессии будет очень вероятным. Число безработных будет выше примерно на два миллиона, чем было бы без сокращений. Американский банк Morgan Stanley даже ожидает снижение ВВП до пяти процентов.

В 2011 году доля США в ВВП во всем мире по паритету покупательной способности составляла около 20 процентов. Таким образом, спад в экономике США может иметь глобальные последствия.

Такие страны, как Германия, пострадают вдвойне: спрос на их товары в США рухнет; так же, как и спрос в других экспортно-ориентированных странах, которые из-за снижения экономической активности США будут экспортировать меньше товаров.

На фондовых биржах в такой ситуации будут падать курсы во всем мире. В случае такого сценария швейцарский финансовый конгломерат UBS говорит о том, что широко известный американский индекс S&P в случае рецессии в США быстро потеряет более 1.000 пунктов. Доу Джонс, согласно сценарию компании Macroeconomic Advisers, в течение нескольких дней может потерять около 2.000 пунктов.

Цены на нефть будут падать, поскольку трейдеры ожидают снижения промышленного производства и, соответственно, снижения спроса на сырьевые товары. UBS предрекает цену за баррель (т. е. 159 литров) сорта Brent в 67 долларов.

Чего ожидают аналитики

Несмотря на медленные и трудные переговоры аналитики не думают, что произойдет сценарий Worst Case (наихудшее, что могло бы случиться). Если США 1-го января перешагнет через «фискальный обрыв», очень вероятно резкое падение курсов на рынках.

Это будет оказывать дополнительное давление на демократов и республиканцев и заставит их быстрее найти решение. Это должно быть даже не везением: Обама перед своими рождественскими каникулами уже намекнул, что изначально возможным был бы компромисс, который разъяснил бы только некоторые части обговариваемых пунктов.

Соответственно спокойно ведут себя и финансовые эксперты: «Простой вывод, что падение с «фискального утеса» неизбежно означает рецессию, — ошибочный», говорит Льюис Александр, экономист Nomura Securities.

Только если в конце февраля все еще не будет намека на компромисс, аналитики потихоньку начнут нервничать. Ибо тогда они ожидают, что все больше и больше компаний будет удерживаться от инвестиций – и этим запустят нисходящую спираль, которую очень трудно остановить.

Если же США в ближайшие недели преодолеет свой бюджетный кризис, нисходящий тренд мог бы смениться в обратную сторону: компании могли бы компенсировать отсроченные инвестиции, потребители – совершить отложенные покупки.

«В конечном итоге мы могли бы иметь более быстрый экономический подъем, чем кто-либо мог себе представить», говорит в интервью агентству AP генеральный директор американского конгломерата Honeywell International, Дэвид Коут.

В этом аспекте часто упоминаемое падение с «фискального утеса» — это скорее прыжок с парашютом. Если президент США Барак Обама и его республиканский оппонент Джон Бонер в новом году не будут слишком торопиться, затяжное соглашение будет иметь предсказуемые последствия для мировой экономики.