Игорь Сечин – начальник «нефтяного отдела» Путина

В Статьи
1273

Игорь Сечин сделал «Роснефть» одним из ведущих нефтяных концернов мира. И на этом Сечин не намерен останавливаться.

Единственный, перед кем должен отчитываться 52-летний президент «Роснефти», — это его сподвижник, босс и просто хороший знакомый — президент Путин.

Он неприметный с виду, ничем не бросающийся в глаза, обычный «серый человек». Седые волосы, тёмно-серый костюм, неприметный галстук. И даже цвет глаз трудно определить. Игорь Сечин предпочитает оставаться в тени и изредка появляется на публике.

Ещё пару лет назад едва ли можно было найти фотографии доверенного лица Путина. А интервью президент «Роснефти» и сейчас даёт крайне неохотно.

Однако Игорь Сечин – один из самых влиятельных людей России. Последовательно и целеустремлённо он расширил влияние Кремля на энергетический сектор государства. Полностью поглотив ТНК-ВР «Роснефтью», ему удалось вывести нефтяной концерн на первое место в мире среди биржевых поставщиков нефти. Но для этого Игорю Сечину пришлось проделать долгий путь. Президент «Роснефти» родился в Ленинграде (Санкт-Петербурге).

В отличие от Владимира Путина, официально он никогда не был членом КГБ. Но, как утверждают его товарищи по учёбе, уже в студенчестве у Сечина были налажены связи с секретными службами. Позднее он был переводчиком советского военного атташе в Анголе и Мозамбике, а после распада СССР устроился на работу в городскую администрацию Санкт-Петербурга.

Здесь он встретился с Путиным и стал его верной тенью. Он последовал за Путиным в Москву, в Кремль. На правах управляющего президентской канцелярией, он возглавил президиум государственного нефтяного концерна «Роснефть».

Но тогдашнюю «Роснефть» едва ли можно сравнивать с сегодняшним гигантом. В 2004 году объём нефти, добытый концерном, составил 20 миллионов тонн, а сегодня – в шесть раз больше.

И такой рост концерна произошёл благодаря Сечину. Именно он с 2003 года руководил из Кремля ликвидацией и национализацией концерна ЮКОС. В декабре 2004 года он приобрёл фиктивную фирму, которая, как выяснилось позднее, принадлежала «Роснефти».

Из всех дочерних компаний, представленных на сомнительном аукционе, эта фирма была самой значительной нефтедобывающей компанией. Большую часть всех прочих активов государственный концерн приобретал по выгодным ценам.

Атака на ЮКОС стала сигнальным выстрелом для смены власти в российской нефтяной промышленности. Если до ареста Михаила Ходорковского тенденции в этой сфере определяли олигархи, то теперь контроль перешёл к государству. Выгоду из этой ситуации извлекло так называемое «крыло разведчиков», ведущим представителем которого считают Сечина.

В качестве административного рычага управления клан, кроме прочего, использовал ещё и экономический потенциал. Позднее Ходорковский предъявил Сечину обвинения в том, что последний, по причине собственной алчности, начал наступление на ЮКОС.

Так или иначе, «Роснефть» динамично развивалась благодаря постоянной поддержке Сечина, которую он оказывал концерну, работая в канцелярии Кремля, а также на посту вице-премьера по вопросам энергетики.

Наряду с «Газпромом», «Роснефть» – это единственное предприятие, обладающее правом использовать богатые энергоресурсы российской прибрежной зоны, в то время как зарубежные концерны, в том числе и BP (British Petrolium), стоят в очереди.

Учитывая условия жёсткой экспансии, на пользу «Роснефти» пошли и хорошие отношения Москвы с Уго Чавесом. Так, в Венесуэле концерн реализовал масштабный проект по добыче твёрдых видов топлива. По оценкам экспертов размер инвестиций составляет 16 млрд. долларов.

Сама же «Роснефть» рассматривает данный проект как пропуск для освоения мощных ресурсов нефти и газа вблизи реки Ориноко. По утверждению одного из представителей концерна, такая расстановка приоритетов соответствует стратегии развития «Роснефти». Эксперты полагают, что речь идёт о 32 миллиардах тонн ресурсов.

Амбиции Сечина не ограничиваются нефтью

С поглощением холдинга «ИТЕРА», который является крупнейшим поставщиком газа, Сечин намерен составить конкуренцию холдингу «Газпром», который скорее можно отнести к либеральному крылу под руководством премьер-министра Дмитрия Медведева. Ещё одна цель «Роснефти» — это энергетический сектор.

В любом случае, Сечин уже одержал победу в борьбе за власть с правительством, которое хочет приватизировать «Роснефть». Российский президент причислил концерн к стратегически значимым объектам. При этом единственным начальником Сечина остаётся Путин.